Конечно, может, мне бы стоило еще лет 10 лет поработать в школе, чтобы написать этот пост, но написать хочется уже сейчас. А то вдруг конец света, а я не выссказалась?
И по традиции о несовершенстве системы высшего образования. Это я не про айтишное. Я, конечно, слегка задыхаюсь под грудой не понятно зачем нужных мне общих предметов, даже не представляя, где мне может пригодиться интеграл, вроде как в написание динамичных природных пейзажей на с++ я не записывась. Энивей, даже все эти подозрительные макроэкономики и физики не сравнятся с тем, как лажает учительская семинария.
У меня было 6 объемных предметов, которые шли по 6 часов в неделю, в названии которых имелось слово "педагогика". И около 12 побочных, которые являлись кратким перессказом тех 6ти. Преподаватели были примерно все те же самые. То есть, по десять раз в неделю мне приходилось таскаться на унылейшие лекции и семинары, на которых перед аудиторией выходила этакая немощная бледная моль с бесцветными волосами, складывала на груди свои паучьи лапки и слабым голосом блеяла о том, что все дети очень разные, что к каждому нужен отдельный подход, о том, как важно мотивировать и заинтересовывать. Преподавателей было много, по 3-4 на предмет, но модель у всех одна - тщедушная моль, не имеющая никакой связи с реальностью. Сомневаюсь, что хотя бы одна из них вообще хоть раз стояла перед классом дольше 45 минут какой-нибудь практики. Потому что, ни одна из этих молей, вещая о том, как важно, чтобы ребенок приживался в школе, не учил тому, как при этом выжить в школе учителю. Нам постоянно долбили о том, что каждый ребенок требует внимания и заботы, а как позаботиться о себе учителю в школьных реалях не рассказала ни одна.
читать дальшеУ меня было целых полгода дидактики, на которой мы целых полгода рисовали плакаты о том, что все дети разные. Не знаю, как другим моим однокурсникам, но мне этот предмет не помог ничем.
Лишь на магистратуре ситуация улучшилась, когда с педагогики я наконец полноценно перешла на филологию и попала в руки преподавателя, до этого 15 отпахавшего в школе. И вот эта понюхавшая пороху мощная и очень яркая женщина впервые открыла нам некоторые секреты выживания. Полгода дидактики преподавания иностранных языков с ней, и в принципе, 3 года бакалавра можно было смело сливать за их бесполезностью. Ее любимый лозунг "сначала запугать, потом расслабиться", а слова перед тем, как переступать порог класса "к оружию!". Ох, наверное, эта дама Жуков.
Энивей.
Я вот тоже за три года собрала себе в копилочку некоторые приемы, которые действительно помогают выжить в школьных реалиях, не выгореть в первый же год, ненавидеть людей всего лишь умеренно и не позволить руководству или ученикам доломать повержденную педагогическим образованием психику.
Это все осваивается на опыте. И оно сугубо универсально. И я искренне не понимаю, почему так мало преподавателей в университете действительно имеют хотя бы пятилетнюю школьную практику за спиной.
Мне же всего лишь хочется хоть как-то собрать и упорядочить то, чему меня научила работа в школе. Хочу уточнить, что я работаю в профтехучилище, то есть, спицифика может немного отличаться от мотивированных гимназистов.
1. То, что нам рассказывали 3 курса подряд, оказалось абсолютной правдой. Дети тоже разные. И все, сцуки-личности. И с этим приходится считаться. Потому что система финасирования школ не позволяет отсортировать личностей от сука-личностей. В этом пункте важно помнить о том, что учитель при любой системе, какой бы либеральной она ни была, тоже личность. При том личность, за которым в течение урока остается последнее слово.
2. Кстати, о словах. Современный ученик привык оперировать выражениями "не хочу", "не буду" и "не умею". На два первых не реагируем, тихо выставляя двойку за проведенный впустую урок. На третье реагируем только если ему не предшествуют два первых. Я в этом плане безжалостная дрянь. Если человек в группе из 18 человек постоянно говорит мне о том, что он "не хочет" и "не будет", опаздывая на половину урока, а то и вовсе не появляясь неделями, то в конце четверти на его жалобное "не умею" я рекомендую нанять частного репетитора. Пару раз мне предлагали взяться за это неблагодарное дело. Нет. Тех, кого я учу в классе, в частные ученики я не возьму. Это принцип.
3. Возможно, кто-то сейчас возмутился, как же так, не моя ли обязанность, вытаскивать утопающих? Нет, дорогие мои, не моя. И не ваша, дорогие коллеги. Не за эту зарплату, не с таким количеством учеников в группах. В жизни любого учителя наступает момент, где приходится выбирать, сливаем ли мы одного, чтобы вытянуть остальную группу, или теряем время, спасая одного. Мой выбор - пожертвовать одним. На всех, знаете ли, не угодишь.
4. Но вообще, конечно же, не все так мрачно. Безнадеждных я сливаю не всех и не сразу. Есть у меня пара способов выписать волшебного пинка методом пряника. На некоторых низкомотивированных с заниженной самооценкой удивительно хорошо действует метод "поставь ему пятерку и похвали перед классом". Требует определенной сноровки. Например, на каком-нибудь сложном тесте подобрать для такого ученика, который и "не хочет", и "не будет" и не "умеет" тест полегче. Главное, другим не показывать. Во время написания теста пасти его во всех глаза, ни на шаг не отходить. Весь фокус лишь в том, чтобы поднять его самооценку за счет того, что он вдруг что-то смог сам, получил максимальный балл, да еще и похвалу вместо замечания. В 5 из 10 случаев срабатывает. Вроде как и не много, но оно того стоит.
5. Я не пропагандирую подготовку отдельных материалов для каждого отдельной сусликоличности. Я ведь говорю про выживание учителя в школе, а не достижения великих целей, высеченных на стенах учительских семинарий дрожащими ручками подминистерских инфузорий-туфелек. Запаритесь, гарантирую. В группе, где больше 8ми человек на каждого отдельного не написаешься, утонете в проверках, забудете, что у вас вообще когда-то свободное время было. Мой рецепт такой: адаптируйте то, что имеете для средничка. Кто послабее - те, пусть не глаголы в правильную форму ставят, а времена определяют. Те, кто посильнее, пусть дополнительные вопросы задают по текстам, или вообще свои упражнения составляют. Проверять можно по диагонали - явные ошибки вы и так увидите, а работа все равно будет проделана. Это уже результат.
6. При том, что от подготовки дополнительных бумажек я вас предостерегаю, я пропагандирую полную боевую готовность к уроку в целом. Упражнения, тексты, фильмы, все, что угодно. Главное, чтобы за расчитанное время головы от парты не оторвали. Или слова на родном произнести не успели. Одно готово - сразу за другое взялся. И звиздеть команды не было. Иначе съедят. Сожрут с кишками и не поперхнуться. Надеяться на ипровизацию не советую. Не выйдет, не соориентируетесь. Импровизацией потом сможете назвать пачку наработанных материалов, из которых вы легко выудите каждому по потребностям.
7. Фильмы. Фильмы это мое благослование, как учителя иностранного языка. Универсально. И практика детям, и тебе покой и благодать. Но предостерегаю. К каждому фильму должен быть готов рабочий лист. На оценку. Не обязательно сложный, но такой, чтобы заставлял следить за происходящим на экране. А потом эти листы собирать. Таким образом а) не будут наглеть, требуя больеш фильмов, б) не смогут оспорить полезность просмотров (да-да, есть и такие), в) ну, блин, обучающий элемент обязан иметь место, урок же все-таки. Примерно 2 из 10 фильмов можно показать без рабочего листа. Неожиданно и без предупреждения. В качестве пряника, например, перед какой-нибудь сложнейшей грамматической темой.
8. Что делать с буйными и помешанными? А ничего. С первого же урока не терпеть, а воззвать к высшим чинам, получающим 4 ваших оклада. вызывает завуча/директора/уборщицу, ну, кто там у вас в школе самый главный. И наслаждаетесь 10 минутами горячего распекания. При необходимости повторить. Но не больше двух раз. На моей недолгой практике второго раза не понадобилось ни разу. Правда, один какой-то оголделый обалдуй пропустил головомойку, устроенную группе классным руководителем. К нему я применила отличный способ усмирения, полученный от своей коллеги - а именно стул на пороге класса. Раз в классе не вести себя не умеет - пусть сидит в коридоре у всех на виду. И доску ему оттуда видно, и вроде как не в классе урок мне нарушает. В конце обязательно собрать любую бумажную работу, которую он там сгенерировал. Оценить, не жалея красной пасты. Возможно, придется постараться, чтобы выпихнуть хамло за пределы классного помещения, в рукопашную не полезешь - там лбы под два метра ростом, но если подождать, помолчать минут 5, то группа его самого на руках вынесет, лишь бы не получить неуд за сорванный урок. На особенно сложные группы может уйти несколько уроков, но оно того стоит.
9. Мотивация. Это сладкое слово, которое никогда не применяют к учителям. Мотивируйте себя. Например, хвалите себя за быстро проделанную работу, заставив класс написать тест, а затем раздайте работы в рендомном порядке и заставьте их самим проверять работы друг друга.
10. Будьте готовы к тому, что у кого-нибудь обязательно не окажется с собой ручки. Выдавайте. Но только так, чтобы они вам ее возвращали. Гарантированный способ вернуть себе канцелярию - выдавать ручку какого-нибудь нетривиального, но читаемого цвета. У меня, например, есть одна запасная синяя - кто-то забыл, ее выдаю только проверенным ученикам. И две розовых - самые дешевые, которые нашла в магазине. Проверенно, за год не пропала ни одна из них. А то не напасешься.
11. Стратегическое рассаживание по классу. Важно. Не позволять бунтующим классам отсаживаться на задние парты. И как бы они не возникали, если на первых рядах есть свободные парты, не сдавайте позиции и не начинайте урок раньше, чем все рассядутся так, как удобно вам, а не им. Стулья и парты в каждом ряду одинаковые, а вот слышимость разная.
12. Никогда не орите. Во-первых, без толку, во-вторых, берегите свой голос. Приучайте их читать по губам. Чем тише вы говорите, тем страшнее им становится, поверьте. Приучите к тому, что ваш тихий голос явный предвестник двойки или замечания. На лиц до 18ти лет действует. Видимо, им дед Мороз айфоны потом под елку не приносит. Ну, и для начинающих, будьте готовы к тому, что первый месяц, а то и два, будет страшно пересыхать горло. Издержки профессии, но это пройдет.
13. Всегда держите под рукой бутылку с водой. Нет, не бущующих поливать. А для себя. Обезвоживание страшная штука, но почему-то некоторые мои коллеги считают, что пить перед учениками неприлино. Фак ю, говорю я им в таком случае. Мне нужен доступ к воде 24/7, в том числе и на уроке. И ученикам я пить не запрещаю, это нормальная потребность организма. И пусть лучше они свеженькие будут внимать мне, чем мечтать о том, как будут хлебать воду из-под крана. Правда, какое-то время в столовой продавали энергетики и это было проблемой. Но сейчас оставили стандартный набор вредных лимонадов, так что стало полегче.
14. А вот есть на уроке не разрешаю, нечего пахнуть мясом и чесноком. Конечно, отбирать булку из-под парты не стану, но вот девиц с коробками салатов отправляю доедать в коридор.
15. См. пункт 13 и держите под рукой легкий перекус для перемены. У нас, например, периодически совсем экстримально. Перемена 5 минут, бывает по 8-9 уроков подряд. На уроке перед учениками есть не будешь, а за 5 минут в столову не сбегаешь, поэтому всяческие сухофрукты, фрукты и какие-нибудь врапы вам в помощь. Поможет избежать закупки булок оптовыми партиями.
16. Телефоны и компы, этот бич современного общества. Во многих школах запрещены правилами, но почему-то не у нас. Приходится отбирать, случается и такое. Вопят, скулят, грозятся пожаловаться в управдом. Пару раз я вынимала аккумулятор и возвращала телефон, обещая вернуть и батарейку, но только в руки школьного директора/родителей, по ситуации. Второго раза пока не понадобилось. Отбираю не у всех. Не хватает терпения, просто потом проставляю замечания. Наблюдала, как одна девица вместо айфона после этого пришла в школу со старенькой нокией. Что-то мне подсказывает, что причинно-следственная связь очевидна.
18. Будте четкими в своих инструкциях, как эталон гопника. Следите за тем, чтобы задание было предельно ясно для каждого отдельного. Это все для того, что если вдруг что - вы в белом платье и с ромашками, а ученик, если не сделал - сам дурак.
19. Обещайте и сдерживайте обещания. Это придаст вашей деятельности вид бурной, и заставит учеников волноваться. Со временем вы сможете забывать про свои обещания - ученики сами вам принесут все то, о чем вы забыли в тот же день, когда задали. Но для начала придется попотеть.
20. Запоминайте имена. Помните о том, что кто знает имя - тот имеет контроль над человеком. Поверьте "эй ты" имеет куда меньше эффекта, чем "Иванов, на х***й с пляжа!". С русскими учениками это несложно. Но вот с эстонскими мне реально часто приходится заставлять их делать письменные работы и обходить класс, подглядывая, что они там делают, только за тем, чтобы понять, кто это. Ибо в одном классе у меня бывают Мари Лиис, Маарья Лиис, Марии Лисс и просто Мария. Я уж молчу про Триину, Триин, Трин. И, блин, обижаются, если путаешь.
21. Напоследок. Уважайте ученика. Каждого по отдельности. Но вперед их всех вместе взятых уважайте себя.
может, когда-нибудь этот список расширится
Не учат в школе
Конечно, может, мне бы стоило еще лет 10 лет поработать в школе, чтобы написать этот пост, но написать хочется уже сейчас. А то вдруг конец света, а я не выссказалась?
И по традиции о несовершенстве системы высшего образования. Это я не про айтишное. Я, конечно, слегка задыхаюсь под грудой не понятно зачем нужных мне общих предметов, даже не представляя, где мне может пригодиться интеграл, вроде как в написание динамичных природных пейзажей на с++ я не записывась. Энивей, даже все эти подозрительные макроэкономики и физики не сравнятся с тем, как лажает учительская семинария.
У меня было 6 объемных предметов, которые шли по 6 часов в неделю, в названии которых имелось слово "педагогика". И около 12 побочных, которые являлись кратким перессказом тех 6ти. Преподаватели были примерно все те же самые. То есть, по десять раз в неделю мне приходилось таскаться на унылейшие лекции и семинары, на которых перед аудиторией выходила этакая немощная бледная моль с бесцветными волосами, складывала на груди свои паучьи лапки и слабым голосом блеяла о том, что все дети очень разные, что к каждому нужен отдельный подход, о том, как важно мотивировать и заинтересовывать. Преподавателей было много, по 3-4 на предмет, но модель у всех одна - тщедушная моль, не имеющая никакой связи с реальностью. Сомневаюсь, что хотя бы одна из них вообще хоть раз стояла перед классом дольше 45 минут какой-нибудь практики. Потому что, ни одна из этих молей, вещая о том, как важно, чтобы ребенок приживался в школе, не учил тому, как при этом выжить в школе учителю. Нам постоянно долбили о том, что каждый ребенок требует внимания и заботы, а как позаботиться о себе учителю в школьных реалях не рассказала ни одна.
читать дальше
И по традиции о несовершенстве системы высшего образования. Это я не про айтишное. Я, конечно, слегка задыхаюсь под грудой не понятно зачем нужных мне общих предметов, даже не представляя, где мне может пригодиться интеграл, вроде как в написание динамичных природных пейзажей на с++ я не записывась. Энивей, даже все эти подозрительные макроэкономики и физики не сравнятся с тем, как лажает учительская семинария.
У меня было 6 объемных предметов, которые шли по 6 часов в неделю, в названии которых имелось слово "педагогика". И около 12 побочных, которые являлись кратким перессказом тех 6ти. Преподаватели были примерно все те же самые. То есть, по десять раз в неделю мне приходилось таскаться на унылейшие лекции и семинары, на которых перед аудиторией выходила этакая немощная бледная моль с бесцветными волосами, складывала на груди свои паучьи лапки и слабым голосом блеяла о том, что все дети очень разные, что к каждому нужен отдельный подход, о том, как важно мотивировать и заинтересовывать. Преподавателей было много, по 3-4 на предмет, но модель у всех одна - тщедушная моль, не имеющая никакой связи с реальностью. Сомневаюсь, что хотя бы одна из них вообще хоть раз стояла перед классом дольше 45 минут какой-нибудь практики. Потому что, ни одна из этих молей, вещая о том, как важно, чтобы ребенок приживался в школе, не учил тому, как при этом выжить в школе учителю. Нам постоянно долбили о том, что каждый ребенок требует внимания и заботы, а как позаботиться о себе учителю в школьных реалях не рассказала ни одна.
читать дальше